В одном из источников мы нашли оригинальную трактовку краткой истории бильярда

круглая планета... - круглый бильярдный стол

В этой истории, как нам показалось (в обычной степени) известную роль отводят западным играм и столам. Но удивительным кажется, что китайские производители бильярдных столов тоже, когда- то лидировали … или пытались перехватить лидерство в нашей любимой игре … на нашем континенте.
Более того! Если Вам понравится эта трактовка истории, то напишите нам – и все ваши вопросы и мнения мы передадим для ознакомления ведущему историографу Н. В. Ратозию для опубликования своих оценок по данному вопросу.

Тем не менее …, кто бы и как бы не трактовал версии о происхождении бильярда, - лишь один батюшка Толстой дал наиболее краткое определение места раскрытия психологического портрета человека – играющего на бильярде… вне зависимости от истории происхождения этой замечательной игры.

Нигде и ни в чем так не
проявляется человеческий
характер, как за бильярдным столом.
Л. Н. Толстой

Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних — Индия, по мнению других - Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком.
Цивилизация «Небесной империи», будучи старше европейской, явилась первооткрывательницей пороха, компаса и многого другого. Но — по странному складу китайского характера — в своем большинстве эти изобретения как бы замерзали на полпути и редко доводились до совершенства. Так и «китайский бильярд» до наших времен остался лишь незамысловатой детской игрушкой.
Надо полагать, что в Европе первые «китайские» бильярды появились в XV—XVI веках. Однако игры по принципу современного бильярда были здесь известны гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Balkespiel», популярной в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника. В Англии примерно в те же годы была распространена игра «Pali-Mail». Участники этого состязания на твердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь провести их по определенным правилам через ворота (рис. 1). В середине XV века многие такие игры из «садовых» превратились в «комнатные».
Жизнь всех французских королей описана в хрониках. В некоторых изданиях можно встретить изображение бильярдной партии между Людовиком XIV и Шамильяром.
В XVII столетии бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах.
Совершенствование бильярдного стола привело и к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму, в
которой утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Оказалось, что такая компоновка, включающая как бы два квадрата, имеет перед другими формами ряд существенных преимуществ:
- возможно расположить на равном друг от друга расстоянии 6 луз, что наиболее целесообразно, так как всякое другое их количество чересчур упрощает или, наоборот, усложняет игру;
- во время игры легко достать с длинных бортов любой шар, находящийся в средней части стола;
- отраженные от бортов шары приводятся к простейшим четырем видам ударов (от одного, двух, трех и четырех бортов);
- наряду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш;
- при покладке шаров открывается простор для ударов через весь бильярд.
Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры.
Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30—40-х годах прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла интерес.
Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:
- для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
- в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
- все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.
Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку (рис. За). Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины (рис. 36). Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара • с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.
В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра (рис. Зв). Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.
В 1875 году профессиональный игрок и фабрикант Гердерс изобрел передвижные борта. С помощью специальных винтов их можно было поднимать вверх и опускать вниз. Таким образом, высота бортов регулировалась в зависимости от размеров шаров. Однако практика игры выявила существенный недостаток: при любом изменении высоты бортов ширина луз оставалась постоянной, что при разных шарах создавало очевидные неудобства. Хотя это изобретение и было запатентовано в ряде западных государств, оно не получило широкого распространения.
В конце прошлого века в России предпринимались попытки создания и использования всевозможных вспомогательных устройств. Так, например, в некоторых бильярдных на столах устанавливались автоматические счетчики сыгранных партнерами очков. А контрольные аппараты проф. В. Недлера препятствовали началу игры без ведома соответствующих лиц. Эти приборы часто выходили из строя и требовали постоянного присмотра. Все они довольно быстро, так же как и передвижные борта Гердерса, вышли из употребления.
Не дремали пытливые умы и в других странах. Например, в германском городе Мюнхене в 1901 году появился «бильярд с зеркалами». В журнале «Нива» № 43 за 1902 год появилось следующее сообщение об этом изобретении: «Сущность нового бильярда заключается в следующем: на нем ставятся под известным углом несколько зеркал (выставленный в Мюнхене бильярд имеет их шесть) и играющий, глядя на них, может сейчас же узнать, каким манером и на сколько ладов может быть пущен данный шар. Изобретение обязано своим возникновением весьма простому принципу, гласящему, что шар отскакивает от борта под тем же углом, под которым ударяется в него, и луч света, ударяющий в зеркало, выходит из него подобным же образом. Благодаря остроумному применению этого принципа в практике бильярдной игры теперь даже всякий новичок, умеющий делать лишь прямые удары, может вполне легко и свободно проделывать труднейшие удары. Изобретателем этого интересного бильярда является учитель гимназии в Баварии некто Фаллер. Он на досуге составил книгу о бильярде, в которой намеревался изложить теорию бильярдной игры. Но прежде чем эта книга была закончена, он напал на идею зеркал, отражающих поле игры, и немедленно занялся осуществлением этой идеи. В настоящее время уже взят патент на новое изобретение во многих странах».
Сообщение это, судя по' всему, носит не только ознакомительный, но и рекламный характер. Фотографии, сопровождающие журнальный текст, говорят, как минимум, об одном серьезном недостатке - возможности повреждения зеркал шарами, случайно вылетевшими за борт. Не исключено, что именно это стало препятствием к распространению изобретения.
С середины XVIII века в связи с ростом популярности бильярда в ряде стран вводятся ограничительные законы, по которым часть прибыли от игровых залов отнималась в доход государства. В какой-то степени эти налоги сдерживали развитие бильярдного спорта.
Так, например, во Франции с 1789 года для содержания бильярдов в общественных местах требовался специальный, весьма дорогостоящий патент. Ему соответствовали такие строгие правила, что устроителям бильярдных приходилось закрывать свои заведения.
В некоторых городах Германии (Бремене, Любеке), а также в Швейцарии (в Женеве) вводился налог на владельцев бильярдных залов. Такую же подать с 1871 года установили и во Франции для частных лиц, в чьих домах, дворцах и поместьях имелись бильярдные столы. Платить приходилось от 6 до 60 франков в год за один стол, в зависимости от населенного пункта. В целом по стране в казну поступало таким образом свыше 1 миллиона франков в год.
Франция длительное время фактически владела монополией на производство бильярдов. В одном Париже к середине XIX века насчитывалось до 50 бильярдных фабрик и мастерских, выпускавших ежегодно до 3000 столов.
Находчивые и темпераментные французы в течение длительного времени развивали и совершенствовали бильярд. Они опережали других европейцев и в производстве инвентаря, и в совершенствовании техники игры. Здесь впервые и наиболее основательно была разработана ее теория.
Франция раньше других освоила и свой, особый тип безлузного бильярда. В 70—80-е годы XVIII столетия на родине Вольтера и Руссо впервые вошла в обиход трехшаровая игра «Карамболь», сутью которой было последовательное соударение шара-битка с двумя другими шарами. При этом победителем становился тот, кто первым выполнил заранее оговоренное или правилами предусмотренное количество карамболей.
Новая игра стала быстро расширять круг своих поклонников. Люди самого различного социального положения с удовольствием коротали за ней время. Французы, придумав «Карамболь», быстро развили эту игру и ввели первые бильярдные термины для различных видов ударов: «накат», «клапштос», «оттяжка», «эффе» и др. Француз Бергер первым совершил путешествие в Америку и как профессионал бильярда с большим успехом провел там показательные игры. С тех пор вплоть до наших дней эта «трехшаровая партия» пользуется популярностью во многих странах мира.
Первые правила бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьен Луазон. Трактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. Но уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья.
В 1758 году любопытными наблюдениями над бильярдной игрой поделился с публикой Иоганн Альбер Эйлер, старший сын знаменитого геометра Леонарда Эйлера. Результаты своих изысканий под названием «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости» он опубликовал в сборнике Берлинской Академии.
О самом названии игры существует несколько мнений. Английский автор Джон Вильк, например, отмечал, что первоначально бильярдная игра имела название bal-yerds, составленное из древнесаксонских слов: ball(мяч) и yerds (палка).
В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. billе(шар).
Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. «Диапазон» их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, «кикс». Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.
Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры.
В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык — после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.
И вот в Тулузу, где в то время всех побеждал изобретатель гипсового кия, в 1827 году приехал Менго с намерением вызвать соперника на решительный поединок. Майор Дуга, заслуженный воин, был награжден орденом Почетного Легиона. Современник писал о нем так: «Он много странствовал, много всего видел... но ни о чем не говорил, кроме бильярда... Его настоящее место было за бильярдным столом с кием в руках, с сигарой в зубах, когда Дуга забывал обо всем».
Вызов Менго Дуга отклонил. Он сразу понял, что кусок кожи, приклеенный к концу кия, вынес ему окончательный приговор. Отказавшись от поединка, подавленный Дуга уединился в принадлежавшем ему имении и ненадолго пережил гибель своего кия.
Вскоре Менго написал книгу. Она называлась «Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками». Перевод ее на русский язык был издан в Санкт-Петербурге в 1847 году. В этой книге автор привел описание бильярда, его принадлежностей, рассмотрел движение шара при горизонтальном и наклонном ударах кием, особенности отражения шаров при столкновении их с бортами и друг с другом.
Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.
В Америке, так же как и в Западной Европе, игра на лузном бильярде пошла на убыль, а карамболь «одержал победу». После Менго сильнейшим французским игроком стал Мангин. Он был хорошим теоретиком и практиком игры, авторитетным наставником. Мангин своими многочисленными сеансами в Европе (1862—1872) содействовал более широкому распространению бильярда.
С годами все острее ощущалась потребность в развитии соответствующей промышленной базы. В Европе и Америке энтузиастами-предпринимателями в короткое время были созданы десятки бильярдных фабрик. По советам лучших мастеров кия на них совершенствовались технологии, улучшался инвентарь для игры. И хотя европейские и американские предприятия постоянно конкурировали между собой, их качественные бильярды пользовались все большим спросом. Процветающие в финансовом отношении фабриканты стали учреждать ценные призы для победителей и участников соревнований и этим содействовали не только реализации своих изделий, но и превращению соревнований по бильярду в увлекательные спортивные мероприятия.
В 1873 году в Нью-Йорке состоялся первый всемирный спортивный турнир по карамболю, победителем которого стал француз Гар-нье. Год спустя также в Нью-Йорке проводились бильярдные соревнования на звание «Мастер Америки». Здесь уверенную победу одержал знаменитый француз из Парижа Виньо (Vignaux}, которого потом называли великим бильярдным матадором Франции. Виньо успешно демонстрировал свои уникальные способности в карамболе на протяжении более чем тридцати лет, возглавив в начале XX века Парижскую бильярдную академию.
В эти годы в бильярдном мире появилось еще одно новшество. Американский мастер Вильям Секстон впервые в публичном состязании применил игру сериями. Он может считаться основателем этого способа игры, получившего название «американская серия».
Так соревновались между собой профессиональные мастера многих стран. Их игра по существу превращалась в виртуозное искусство, которое привлекало все большее число людей. Бильярд повсюду находил себе приверженцев и друзей. С началом XX века наступил его расцвет. Теперь во всем мире играли уже сотни тысяч людей самого разного возраста.
Владельцы гостиниц, трактиров, пивных и кафе оповещали о наличии у них бильярда крупными буквами на витринах, чтобы об этом знали все проходящие и проезжающие мимо. Как правило, у входных дверей каждого такого заведения можно было прочитать: «Аншлаг: французский бильярд».
На бильярдном «небосклоне» в начале нашего века блистало большое количество «звезд» карамболя — профессиональных игроков многих национальностей. Всех перечислить невозможно. К их числу, например, относится Гуго Керкау, немецкий бильярдный гений. В редком по напряженности матче с французом Жаном Бруно, начавшемся в Штутгарте и закончившемся через пять дней в Цюрихе, он выполнил рекордную серию карамболей и одержал эффектную победу. Керкау своими фантастическими ударами приводил в восхищение бильярдный мир.
Таким же виртуозом был владелец бильярдов известного в то время берлинского кафе «Бауэр» Георг Меслахер. Четырнадцатилетним мальчиком он поступил в маркеры в один из немецких ресторанов, затем жил некоторое время в Венгрии, где совершенствовался в игре, потом возвратился в Германию. Выступая во многих европейских городах, Меслахер демонстрировал превосходную игровую технику на карамбольном бильярде.
Вообще в Германии развитию бильярда уделялось самое серьезное внимание. В Майнце в 1901 году был основан первый немецкий бильярдный клуб. Он организовывал турниры между игроками разных германских городов.

18 апреля 1911 года в Кельне был учрежден «Союз немецких любителей бильярда». Его основателем и затем многолетним президентом был блестящий организатор и отличный бильярдный специалист Роберт Курт.
С 1913 года в Берлине начал издаваться специальный журнал — «Мир бильярда», позднее стала выходить «Бильярдная газета». В них сообщалось о бильярдных новостях в стране и в мире, а также давались советы начинающим спортсменам.
В 1912 году в Париже было создано «Международное объединение федераций любителей бильярда». Эта ведущая организация всех европейских спортсменов-бильярдистов намечала мировые соревнования, разрабатывала правила их проведения, вела работу по их организации, готовила бильярдных судей, назначала ставки (призовые фонды). К этому времени главными европейскими бильярдными странами стали: Франция, Англия, Германия, Бельгия, Голландия, Швеция, Австрия и за океаном — США.
С началом Первой мировой войны в развитии международного бильярда наступил закономерный спад. В последующие два десятилетия, в 20—30-е гг., произошло не только его возрождение, но и рост популярности. Наряду с французскими столами небольших размеров стали изготавливать большие карамбольные, состязания на которых приняли более разнообразный, интересный и профессиональный характер. Появились новые игры, что позволило ввести в практику национальных и международных турниров карамбольное многоборье. Выросли новые поколения профессионалов высочайшего класса. К выдающимся мастерам карамболя этого времени следует отнести Конти (Франция); Вильяма Фредерика Гоппе, Якоба Шефера, Хоремана (США); Муна Ван Белла, Габриэля (Бельгия); Вана Лемпута (Голландия); Суза (Египет); Хагендохера, Поенсгена, Иоахима Тидке (Германия). Новая волна подъема в бильярдном спорте наступила в США и в Западной Европе с окончанием Второй мировой войны. С этого времени он получил на Западе равные права с другими видами спорта.
В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением.
По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.
Еще большее распространение бильярд получил при императрице Анне Ивановне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.
На 20—30-е годы прошлого века приходится начало увлечения французской трехшаровой карамбольной партией в России. Этому способствовала довольно распространенная в то время мода среди состоятельных русских дворян путешествовать по Европе, причем особое значение придавалось пребыванию в Париже. Находясь во Франции, некоторые из таких путешественников становились заядлыми игроками, приобретали там столы, кии, шары. Возвратившись на родину, новоиспеченные поклонники бильярда не только сами с удовольствием играли в карамболь, но и приобщали к нему своих знакомых.
С распространением «французской» игры у нас даже произошла переориентация бильярдного производства. Талантливые деловые люди из числа игроков, знатоков и любителей бильярда наладили изготовление новых столов и принадлежностей. Наиболее известными фабрикантами такого рода были А. Фрейберг и М. Ерыкалов в Петербурге, В. Щульц, К. Щульц и братья Богомоловы в Москве, Я. Гоц в Ростове-на-Дону, В. Галушкин в Одессе.
Наиболее предприимчивые из них, не оставив изготовление лузных столов, быстро освоили и производство французских бильярдов. Так, самая первая построенная в России петербургская фабрика А. Фрейберга славилась большими масштабами производства и высоким качеством продукции. В середине XIX столетия здесь наряду с десятью типами лузных столов начался выпуск двух видов французского карамбольного бильярда. Пятая часть из 200 ежегодно выпускаемых фабрикой Я. Гоца столов также были карамбольными.
В игры на традиционном русском бильярде были включены и ка-рамбольные удары. Так появилась интересная и любимая многими отечественными игроками прошлого века партия «Пять шаров с карамболями», в которой французский карамболь удачно сочетается с по-кладкой шаров в лузы. И хотя «колыбелью» бильярда были Франция и Англия, в дальнейшем именно в нашей стране игра была доведена до совершенства.
В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.
В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.
Выдающимися бильярдными игроками были академик М. В.Ломоносов, граф Г. Г. Орлов, герои войны 1812 года генералы И. Н. Скобелев (дед знаменитого генерала М. Н. Скобелева), Д. Г. Бибиков, граф А. Н. Остерман-Толстой, маркеры Английского клуба в Петербурге Андрей Часовщик, московского купеческого клуба Роман Бакастов, московский игрок Роженков и др. В середине XVIII столетия в петербургских трактирах собиралась «золотая» молодежь того времени. Судя по некоторым источникам в жарких схватках за бильярдным столом сходились такие известные исторические личности, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и гвардейский офицер Григорий Григорьевич Орлов.
Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии: Ивана Никитича Скобелева, Дмитрия Гавриловича Бибикова и Александра Ивановича Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но, несмотря на это, систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде.
При игре одной рукой все трое считались лучшими бильярдистами России в 20-х годах прошлого столетия.
Удивительна судьба каждого из них.
Генерал от инфантерии (пехоты) И. Н. Скобелев (1778-1849) участвовал в войнах 1806-1810 г. и в Отечественной войне 1812 г., в походах 1813 - 1814гг. В Шведской кампании 1808 года в битве при Куортани Скобелев был сильно контужен, ранен в грудь и потерял два с половиной пальца правой руки, а в польской кампании 1831 г. в бою под Минском ядро раздробило ему левую руку, которую тут же пришлось ампутировать. В то время как врачи проводили эту операцию, Скобелев сидел на полковом барабане и диктовал свой знаменитый прощальный приказ. В нем есть и такие слова: «... Для меча и штыка к защите... славы святого вам Отечества, среди храбрых товарищей и трех по милости Божьей оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно».
Иван Никитич имел много других ранений и контузий, но, несмотря на это, слыл первым кием России.
Вторым считался генерал от инфантерии Д. Г. Бибиков (1792 - 1870). Он потерял руку в Бородинском сражении. Позднее, с 1852 по 1855 год, был министром внутренних дел.
Третьим признавался генерал-лейтенант граф А. И. Остерман-Толстой (1770 - 1857). В кампании 1806 - 1807 гг. он получил тяжелое ранение и вскоре оставил военную службу. В начале Отечественной войны вернулся в строй, командовал корпусом. Под Бородином его сильно контузило, в бою под Бауценом 9 мая 1913г. ранило в плечо, а 17 августа того же года под Кульмом ядро оторвало ему руку. Несмотря на многие ранения, А. И. Остерман-Толстой сохранил бодрость духа до глубокой старости и умер на 88-м году жизни в Женеве.
В середине XIX века в России издаются первые правила известных в то время игр. В 1834 году такую книгу-руководство подготовил профессиональный петербургский игрок и бильярдный фабрикант М. Н. Ерыкалов. Это самое первое описание двухшаровой игры «Алагер», «Французской трехшаровой» и «Русской пятишаровой» карамбольных партий, игры в «Пирамиду», а также нескольких игр, распространенных среди военных: таких, как «Офицерская», «Гусарская» и «Морская». В 1853 году в Москве были изданы более совершенные «Правила бильярдной игры...», составленные местным маркером Р. Бакастовым. В том же году в Петербурге примерно такие же «Правила» издал известный игрок управляющий бильярдной фабрикой А. Фрейберг.
О высоком мастерстве русских игроков прошлого века говорит, например, такой факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением удивить «восточных варваров» своей артистической игрой. Он выступал во многих первоклассных бильярдных Петербурга, каждый раз привлекая множество публики. Поначалу несколько сильных соперников были повержены. Но затем Перро встретился с уже упоминавшимся выше маркером петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик и в пух ему проигрался.
Перро был все-таки несомненно талантливым мастером. Перед началом каждой партии он показывал присутствующим редкие фокусы. Среди них был трюк, который позже никому не удавалось повторить. Четырьмя пальцами правой руки француз захватывал шар и особым движением кисти бросал его на определенную точку стола, шар останавливался, но с неимоверной силой вращался на месте. Рядом с первым шаром Перро точно таким же образом бросал второй. В продолжение некоторого времени оба шара вращались, не сходя с места. Затем ослабление вращения и начало действия центробежной силы приводили к тому, что шары начинали описывать раскатные круги - сначала небольшие, а затем все увеличивающиеся, подобно волчку. Вскоре шары касались друг друга и, «чокнувшись», разбегались, а затем, описав параболы, сбегались к фокуснику.
Подобно тому, как некоторые другие игры (кегли, настольный теннис и др.) не сразу стали видами спорта, и бильярд вначале прошел стадию развития в гостиницах, кофейнях и трактирах. Хозяева подобных заведений заботились в первую очередь об увеличении своих доходов и привлечении постояльцев и посетителей. В таких «клубах» алкоголь и никотин, как правило, были неизбежными спутниками бильярдной игры. Соревновательные моменты мало кого беспокоили.
Иногда в играх случались различные злоупотребления и проделки. Например, предварительно сговорившись, партнеры играли на так называемую «сплавку»: тот, на кого публика делала свои ставки, умышленно уступал, а после игры мошенники делились между собой. Для проигрыша использовались различные приемы, принимаемые доверчивой публикой за чистую монету: намеренные промахи, как будто бы случайный вылет «своего» шара за борт, сыгрывание его в лузу «на себя» и т. п.
Все это почти сводило на нет усилия по-настоящему преданных бильярду игроков, которые серьезно изучали его и добивались успехов за счет правильной тактики и высокой техники. Эти бильярдисты, сторонники здорового, спортивного начала в игре, делали все для того, чтобы обычное трактирное зрелище переросло в виртуозное искусство и стало привлекательным для большего числа людей.
К приверженцам «спортивного» бильярда может быть отнесен сильный игрок 40-х годов прошлого столетия граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков (1790 - 1854). Интересные сведения приводит о нем М. И. Пыляев в своей известной книге «Старый Петербург» (изд. А. С. Суворина. СПб, 1889): «Этот вельможа имел внешность дипломата и сохранял таковую даже играя на бильярде, до которого был большой охотник...» И далее следует свидетельство одного рассказчика о случившемся с ним небольшом происшествии - связанном с бильярдом, графом Воронцовым и его чрезвычайной деликатностью:
«Летом 1834 года я приехал на почтовых в Петербург, и, проезжая в два часа ночи мимо ресторана Леграна, впоследствии Дюссо, ощутил зверский аппетит. Видя в окнах свет, взошел и заказал себе что-то. Какой-то господин, в одиночку забавлявшийся на бильярде, обратился ко мне с предложением: не сыграю ли я партию, пока мне готовят кушанье?
- Почему нет, - отвечал я, не зная, что господин этот игрок по ремеслу.
Игрок сначала маскировал свою игру, делал грубейшие ошибки, но в конце концов всегда выигрывал. Я проиграл ему в заключение вечера 200 рублей.
- Завтра я пришлю сюда деньги на имя Леграна, - сказал я.
- Хорошо, - отвечал он, - а меня зовут Долгуше.
На другой день я послал деньги к Леграну, но слуга принес их обратно. Деньги, по уверению Леграна, были уже заплачены, и притом человеком, выдававшим себя за моего слугу. Я рассказал о происшествии графу Виельгорскому, который тоже не мог решить, кто же это мог сделать. Год спустя, однажды, Воронцов пришел к своему другу Виельгорскому.
- Слушай, Воронцов, - сказал последний, - я подозреваю, что ты это сделал.
- Очень просто, - отвечал тот, - я находился в соседней комнате, узнал его по голосу и подумал, что он, вероятно, не при деньгах. Что его обманули, это не подлежало сомнению; я оставался до конца игры и потом обделал это дело. Если бы он пошел дальше, то я вышел бы и запретил ему играть».
Излагая подробности жизни блестящего вельможи, флигель-адъютанта Александра! князя А.Я.Лобанова-Ростовского (1788 -1866), Пыляев пишет:
«Под конец своей жизни князь Лобанов жил в Петербурге, на углу Большой Морской и Гороховой улиц, в доме Штрауха, где и давал один раз в год, великим постом, роскошный раут для мужчин. На этом светском рауте устраивали всегда турнир на бильярде. В то время в знатных русских домах везде были заведены бильярды в подражание французам. Иностранные посланцы и другие высокие гости состязались на бильярде во фраках и со всеми звездами. Маркером у игроков был известный в то время Тюрин, из Английского клуба. Победителем на этих турнирах был всегда граф И. И. Воронцов-Дашков».
Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX - начала XX века Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры».
Интересна личность самого Лемана. Это был настоящий самородок. Современники отзываются о нем как об одном из самых талантливых и оригинальных людей.
Леман родился в Москве в 1859 году в небогатой дворянской семье. Отец его, Иван Петрович, был известным в Москве врачом-невропатологом. Одновременно он занимался издательской деятельностью, фотографией, был отличным композитором и музыкантом, владел четырьмя иностранными языками.
Мать, Полина Павловна, была высокообразованной женщиной, свободно говорила на нескольких языках, хорошо играла на рояле.
В родителей пошел и их сын Анатолий, который был четвертым ребенком по рождению и шестым по счету (в семье еще были брат и четыре сестры).
Тринадцати лет Леман поступил в 1-ю Московскую военную гимназию, преобразованную позднее в 1-й Кадетский корпус. Впоследствии он часто жалел, что лучшие годы прошли, по его словам, «в тюрьме», ибо в закрытом учебном заведении молодой человек «лишен свободы, инициативы, оторван от жизни». Воспоминания об этом времени Анатолий Иванович включил в интересные «Очерки кадетской жизни».
Имея характер пылкий, стремительный, А. Леман в то же время был очень исполнителен, аккуратен, великолепно учился. Тем не менее начальство его не жаловало и по поведению почти всегда выставляло дурную отметку. Он был хорошо развит физически, занимался гимнастикой и едва ли не всех в классе превосходил силой и ловкостью. Такие качества создавали ему влияние на товарищей, которые слушались и уважали его. По словам Лемана, он никогда ни с кем не ссорился. Начальство же, зная его решительность и смелость, продолжало ставить ему низкий балл за поведение, приписывая иногда чужие поступки.
В 1879 году Анатолий Иванович окончил курс одним из первых и перешел сначала в 1-е Павловское, а затем в Николаевское инженерное училище в Петербурге, которое окончил в 1882 году и был выпущен офицером-сапером.
Службу А. Леман начал в крепости Ивангород недалеко от Петербурга. В одном из своих писем он сетовал: «Я тут задыхался; крепость даже хуже корпуса. Представьте в сто верст болотистую равнину, среди нее громадная река Висла, а у реки кирпичный мешок, в котором неизвестно за что заточен я. Нет, бежать, бежать отсюда».
Но пребывание в крепости не прошло бесследно. Неся караульную службу, Леман располагал и достаточным количеством свободного времени, благодаря чему начал осваивать бильярд и достиг больших успехов. Упражнялся он ежедневно в военном собрании крепости и получил от товарищей прозвище «профессор». Изучив всесторонне и прилежно технику и практику игры, Леман начал составлять разные бильярдные задачи, а затем, ознакомившись с существующими трудами, сам приступил к разработке общей теории бильярдной игры. Об этом он поведал в интересном романе «В казематах».
Но крепость угнетала. В 1884 году Леман оставил военную службу и поселился в Москве, где был приглашен сотрудничать в журнал «Развлечение». Редактор этого журнала А. В. Насонов оказался боль шим поклонником бильярда. В конце 1884 года Леман опубликовал в «Развлечении» первую часть своей теории бильярдной игры. В это же время он познакомился с Лидией Александровной Лашеевой и женился на ней. Позднее супруга А. Лемана стала писательницей и публиковалась под псевдонимом «Марк Басанин». Почти ежедневно после работы Анатолий Иванович с Насоновым отправлялись в соседний с редакцией ресторан «Москва» и часами играли на бильярде.
В 1885 году Леман с семьей переехал в Петербург. В этот период жизни он писал: «Что могуя делать?'Без знаний, без связей. Полжизни затрачено на искусство убивать людей. Я изучил тридцать шесть наук, и ни одна из них не пригодилась мне».
Здесь, еще не зная, чем будет заниматься, он составил несколько бильярдных задач и принес их в редакцию «Нивы». Заведовавший отделом игр популярнейшего в России журнала О. Ю. Грюнберг, ознакомившись с творениями Лемана, сказал: «Я сам играю на бильярде, но так сыграть невозможно». Леман ответил, что решение, наоборот, просто и в этом легко убедиться практическим путем. Грюнберг проверил утверждение автора на бильярдном столе, после чего редакция опубликовала задачи, заплатив их составителю за каждую по 25 рублей. Это по тому времени были немалые деньги, да еще первые, заработанные молодым человеком в Петербурге.
Леман завязал отношения с журналом «Всемирная иллюстрация», где стал вскоре заведовать литературным отделом.
Открытый, прямой характер, любознательность, литературный вкус помогли Леману быстро обрасти знакомствами в литературном и артистическом мире. Он часто посещал Льва Николаевича Толстого, поддерживал с ним переписку, был хорошо знаком с Ильёй Репиным, написавшим великолепный портрет Анатолия Ивановича в натуральную величину.
В эту пору развертывается писательская деятельность Лемана. Он создал и опубликовал ряд произведений, получивших большую известность. Это книги «Дворянская повесть», «Очерки кадетской жизни», романы «Подвиг», «Порча жизни», «Музыка», повести «Старая скрипка», «Ирина Калугина», «Пограничная крепость», «В казематах» и др.
Анатолий Иванович одновременно был и талантливым музыкантом. Он не только играл на скрипке, но и научился изготовлять эти музыкальные инструменты и даже опубликовал свои изыскания: «Книга о скрипке», «Акустика скрипки», «Скрипачи и скрипки» и др.
В этот же период Леман вдруг увлекся зубоврачебным делом и так сильно, что через три года блестяще сдал в Медицинской академии экзамен на зубного врача и открыл свой кабинет, где с успехом лечил больных.
Привыкший все делать основательно, Леман научился изготовлять оригинальные зубные протезы, а хладнокровие и твердая рука помогли ему стать первоклассным зубным хирургом-оператором.
Задумав труд о бильярде, Леман все-таки довел и это решение до конца, хотя, к несчастью, ушел из жизни довольно рано в 1913 году в возрасте 54 лет.
Первое издание книги «Теория бильярдной игры» (1885 г.) быстро разошлось; второе, дополненное, также вышло при жизни автора в 1906 году.
Издатель «Теории бильярдной игры» Н. И. Филиппов и другие современники отзывались о ней как о добротном труде, который стал наиболее полным теоретическим и практическим курсом бильярда. В книге изложены история и техника игры, помещены подробные разборы разных партий, предложен ряд остроумных и интересных задач, дана характеристика и сравнительная оценка столов, выпускавшихся тремя главными бильярдными фабриками России - М. Н. Ерыкало-ва и А. Фрейберга в Петербурге, Якова Гоца в Ростове-на-Дону. Затронут был авторами ряд нравственных вопросов, касающихся взаимоотношений партнеров во время игры.
Книга Лемана привлекает ясным, образным и живым языком, хорошим стилем и строгой систематичностью изложения.
По воспоминаниям современников, Анатолий Иванович Леман, владея феноменальной техникой игры (были удары, которые выполнял только он - так называемые «лемановские удары»), вместе с тем по своему характеру был человеком веселым, скромным, не искал крупных выигрышей и большой известности.
Известен такой случай. Приехав в 1885 году в Петербург, Леман зашел на Невском в ресторан Доминика. Там стояло три бильярдных стола. Записавшись в очередь, Анатолий Иванович выбрал самого сильного из находящихся в зале игрока и красиво, в хорошем зрелищном стиле выиграл у него несколько партий в «Алагер». Затем предложил присутствующим решить несколько бильярдных задач. После этого эпизода среди петербургской публики распространился слух о нем, как о приезжем профессиональном мастере. Но Анатолий Иванович на некоторое время почти оставил практику игры и стал избегать появляться в общественных бильярдных.
Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Он с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого».
В конце XIX - начале XX века бильярдная игра все более принимает характер спорта. В ряде стран организуются внутренние и международные соревнования. Об этом, например, свидетельствуют следующие сообщения журнала «Иллюстрированный спорт» (1905, № 5), издававшегося в Киеве:
«I. В феврале 1902 года в Париже Lauuis Cure завоевал титул чемпиона Франции. Он намерен предложить своему земляку Пупаихмгач на звание всемирного игрока. Какой-то состоятельный любитель бильярдной игры уже предоставил в его распоряжение 500 долларов, каковые суммы должны быть внесены обоими противниками. Viqnaux, владелец знаменитой «Первой Парижской бильярдной академии», с ноября 1903 года имеет славу и приз за игру в карамболь. Этот приз - совершенно ювелирное искусство. Viqnaux внес залог в 4000 марок за два приза, так как они могут считаться его собственностью лишь в том случае, если он в продолжение двух лет удержит за собой звание всемирного игрока.
2. В Англии закончился большой гандикап-турнир между семи лучшими профессиональными бильярдными игроками. Гарверсон выиграл решительную партию у Инмана, который вначале сильно было опередил его, но затем отстал настолько, что 9000 очкам Гарверсона мог противопоставить всего 7523 очка, несмотря на полученные от Гарверсона вперед 500 очков.
Конечные результаты турнира таковы:
всего партий выиграно проиграно
Гарверсон 6 6 0
Инман 6 5 1
Ройс 6 4 2
Стивенсон 6 3 3
Кеок 6 2 4
Батеман 6 1 5
Даусон 6 0 6

В начале 1906 года в Париже проходил чемпионат мира с главным призом в 40 тыс. франков.
О масштабах распространения бильярда в Европе можно судить по тому, что к 1910 году только в одной столице Франции насчитывалось более 20 тысяч бильярдных столов.
В России перед Первой мировой войной был организован «Петербургский кружок любителей бильярдной игры», который ежегодно устраивал различные турниры.
В первые годы советской власти бильярд по существу оказался в забвении. Но уже через 10-12 лет после революции наметилось оживление и заинтересованность этим видом спорта. В 1930 году в типографии треста «Белоцерковская госпечать» тиражом всего 5 тыс. экз. была напечатана брошюра М. Васильева «Бильярд». Автор ее главным образом обращал внимание на полезность игры и призывал организовать производство отечественного бильярдного инвентаря.
В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создается бильярдная секция. Она проводила бильярдные турниры разного масштаба. Начало массовым соревнованиям было положено в 1935 году, когда в Москве в клубе им. Ф. Э. Дзержинского было разыграно первенство Москвы. Участвовали в нем бильярдные секции Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино, клуба милиции.
Незадолго до войны лучшим игрокам страны Н. Березину, Н. Кобзеву и А. Миляеву было присвоено звание мастеров спорта по бильярду.
Через два года после окончания войны, в 1947 г., издательство «Физкультура и спорт» выпустило книгу В. И. Гофмейстера «Билли-ардный спорт». В ней приводились правила тридцати бильярдных игр, объяснялась техника действий кием и рассматривались - с позиций того времени - особенности проведения соревнований и турниров.
В журнале «Наука и жизнь» (№№ 2, 3, 4, 6, 11 за 1966 г. и №№ 2 и 5 за 1968г.) был опубликован цикл статей В. Борахвостова «Бильярд».
Однако официально в послевоенное время бильярд как спортивная игра не культивировался.
В этот период в развитии его установился своеобразный затяжной застой. Порой бильярд даже относили к проявлению буржуазного образа жизни, хотя на деле многие такие теоретики сами не прочь были покатать шары на столах, установленных на личных и правительственных дачах и в резиденциях для руководящей номенклатуры.
Выше уже отмечалось, что со времен Петра I бильярдные столы в России были непременной принадлежностью царского обихода. Эта традиция в своеобразном преломлении нашла свое продолжение и в послереволюционное время среди советского руководства. Например, бильярд был установлен в резиденциях Сталина, на его «дальней» и «ближней» дачах под Москвой.
В своем романе «Тридцать пятый и другие годы» Анатолий Рыбаков пишет:
«... Военный совет утомил Сталина, он уехал на ближнюю дачу, велев на следующий день к завтраку вызвать Михаила Ивановича Калинина. Михаил Иванович приехал, уютный старичок, кротко переносил насмешки Сталина. Впрочем, Сталин шутил с ним добродушно - зачем обижать... Особенно ценил в нем Сталин то, что Калинин плохо играл на бильярде, но играть любил, и Сталин у него обычно выигрывал. Он и у других выигрывал, но замечал: подставляются, целятся и мажут - нарочно мажут, боятся выиграть у него. А Калинин играет честно, старается, трясет бороденкой и — мимо! Они играли три партии, все Сталин выиграл и был доволен: шары хорошо ложились в лузу. Похлопал Михаила Ивановича по плечу: «Не огорчайся, Калиныч, .бильярд штука такая — сегодня я выиграл, завтра ты выиграешь», хотя отлично знал, что Калинин никогда не выигрывает — мазила».
Не менее интересен и эпизод, о котором поведал писатель Л. Лазарев в книге «Коснувшись неба» (М. 1983), посвященной жизни и деятельности известного авиаконструктора А. А. Архангельского. На основе его личных воспоминаний Лазарев рассказывает:
«Весной 1940 года в воскресенье его (А. А. Архангельского - И. Б.) вызвал Сталин к себе на дачу. Разговор пошел о том, что сейчас не хватает моторов для самолетов... После обеда они со Сталиным прошли в большую комнату, где стоял бильярд. Архангельский с видом знатока взял тяжелый кий.
— А вы играете в бильярд? — спросил Сталин.
—Да, и очень люблю, товарищ Сталин. Сталин расстегнул воротник своего кителя.
—Давайте сыграем.
Архангельский также расстегнул верхнюю пуговицу своего френча и подошел к бильярду.
— В «американку» или «пирамидку»? — спросил Сталин, беря кий.
— В «пирамидку», товарищ Сталин.
— Начинайте.
Архангельский мастерски играл в бильярд, с азартом. Четкими ударами он с треском загонял шары в лузы. Сталин также хорошо играл, но все-таки сказывалась разница в возрасте: Сталину уже исполнилось шестьдесят, а Архангельскому было лишь сорок восемь. Вскоре Архангельский выиграл партию. И тут же с него сошел азарт. Краем глаза он заметил, что Сталин явно огорчен проигрышем, хотя старается это скрыть. Минута прошла в молчании. Наконец Сталин сказал:
— Сыграем еще партию.
Архангельский растерялся. Как быть? Поддаться и проиграть? Но Сталин-то отлично видит, что он играет лучше, и может воспринять. выигрыш как обиду. А ну, была не была. Буду играть на выигрыш. И снова выиграл. К счастью, в третий раз Сталин не предложил играть, а пригласил пить чай».
В недавно изданной книге Б. Н. Ельцина «Исповедь на заданную тему» автор следующим образом описывает выделенный ему загородный особняк в бытность его членом Политбюро:
«Когда я подъезжал к даче в первый раз, у входа меня встретил старший караула, он познакомил с обслугой - поварами, горничной, охраной, садовником и т.д. Затем начался обход. Уже снаружи дача убивала своими огромными размерами. Вошли в дом - холл метров пятьдесят с камином; мрамор, паркет, ковры, люстра, роскошная мебель... Одна комната, вторая, третья, четвертая, в каждой - цветной телевизор, здесь же, на первом этаже, огромная веранда со стеклянным потолком, кинозал с бильярдом...»
В то время как в спортивном бильярде ощущался острый дефицит бильярдных столов, сотни, если не тысячи их могли годами простаивать на таких дачах, ожидая, когда временные хозяева этих резиденций захотят покатать шары.
В 50-70-е годы официальные соревнования почти не проводились. Но и в то время преданные любимой игре энтузиасты бережно сохраняли богатую традициями отечественную школу бильярда. Продолжались состязания в клубах предприятий, в Домах творческих работников, в санаториях, на спортивных базах; появлялись новые технически великолепно оснащенные мастера.
Днем нового рождения спортивного бильярда можно считать 19 ноября 1988г. - день создания Московской федерации бильярдного спорта. Вскоре такие же федерации возникли в Санкт-Петербурге и в других городах, а в декабре 1989 года в Москве прошла учредительная конференция Федерации бильярдного спорта СССР (ФБС СССР).
Позднее ФБС СССР была преобразована в Федерацию бильярдного спорта СНГ, которая является общественной, самодеятельной спортивной организацией, строящей свою работу на принципах самофинансирования. Возродить славные традиции русского бильярда, освоить новые, современные виды этой игры, помочь оздоровить образ жизни нашей молодежи, приобщить к бильярдному спорту инвалидов, научиться и сегодня делать прекрасные столы, кии, шары, которыми славилась Россия в начале века, - это лишь некоторые цели Федерации СНГ.
Кроме чисто организационных мероприятий в последнее время в стране прошли интересные соревнования с участием наших лучших представителей бильярдного искусства.
В конце 1988 года в Ленинградском окружном доме офицеров им. С. М. Кирова был сыгран первый в истории отечественного бильярда международный матч. Наша команда была составлена из москвичей Владимира Левитина, Ашота Потикяна, Владимира Симонича, ленинградца Михаила Аншиелевича и спортсмена из Подмосковья Юрия Пантелеева.
Соперников представляли официальные чемпионы Финляндии по бильярду разных лет. Двое из них - Ари Ярвинен и Кари Иохансен - бильярдные профессионалы.
Поединки проходили по подзабытым у нас правилам игры «Пять шаров с карамболями», которая в несколько модернизированном виде широко распространена в скандинавских странах и носит там название «Кайза».
С самого начала завязалась острая борьба. Наши мастера не давали финнам далеко уйти вперед, постоянно догоняли их и сравнивали счет.
С каждой новой парой подходящих к столу игроков напряжение среди участников и зрителей возрастало. При счете 6:4 в пользу финнов последовали две победы подряд наших спортсменов, и положение выравнялось.
Наконец, счет 11:11. До окончания матча оставалось сыграть три партии. Финны выигрывают очередное очко, но наш Владимир Си-монич тоже берет верх - 12:12. Последняя, решающая партия!
Все внимание приковано к столу, на котором сражаются двукратный чемпион Финляндии капитан команды Ари Ярвинен и Юрий Пантелеев.
Опытный финский профессионал, каждодневно по несколько часов проводящий за бильярдным столом, не успел по-настоящему войти в игру, как уже проигрывал со счетом 0:41. А Юрий Пантелеев применил удачную тактическую комбинацию и, показав при этом завидную точность сыгрывания шаров, в хорошем стиле одержал победу.
Матч выигран со счетом 13:12!
Двумя крупными турнирами порадовал мастеров и всех поклонников бильярда 1989 год.
С 15 по19 марта на арене Дворца спорта автозавода им. Ленинского комсомола был разыгран открытый Кубок Москвы по игре «Малая русская пирамида».
Организовали турнир Московская федерация бильярдного спорта, спорткомитет Москвы, совместное предприятие «Челек», производственное объединение «Москвич». Генеральный спонсор турнира - «Уорд Крафтс корпорейшн» (США). Соревнования проводились по кубковой системе, с выбыванием проигравших участников.
Валютные доходы от турнира были направлены на приобретение за рубежом качественного инвентаря для бильярдных клубов и детских спортивных школ.
Весь цвет отечественного бильярда принял участие в этом престижном турнире. И вот в финальной встрече сошлись наш сильнейший мастер Ашот Потикян и опытный финский игрок Анти Саари. .
Решающий поединок длился несколько часов, в течение которых зрители неоднократно награждали аплодисментами виртуозов кия за зрелищно красивые, артистично выполненные и остроумные удары. Судьи единогласно присудили обоим финалистам первое место.
Завершился турнир показательными выступлениями неоднократного чемпиона мира и Европы по артистическому бильярду Джо Бессемса из Голландии.
В мае-июне 1989 года состоялся первый открытый чемпионат Москвы по одной из самых распространенных у нас динамичной и интересной игре «Американка». Этот турнир проходил в московском Дворце спорта «Крылья Советов» и фактически стал неофициальным чемпионатом страны. В борьбу вступили 32 лучших игрока из девяти городов, победители или призеры клубных соревнований.
Чтобы свести к минимуму элементы случайности, в полуфинальных играх соперники проводили между собой встречи из пяти партий, а решающий поединок предполагал одиннадцать партий. В финал вышли киевлянин Валентин Вонсовский и спортсмен из г. Электросталь Юрий Соснин. Вонсовский обыграл соперника с убедительным счетом 6:2 и стал чемпионом Москвы.
Наблюдавший за игрой наших спортсменов генеральный секретарь Всемирного бильярдного союза К. Д. Майер дал высокую оценку их мастерству.
В октябре 1990 года в Москве прошел фестиваль профессионального бильярда, на котором состоялись три турнира: чемпионат мира по «Кэнону», открытое первенство страны по «Снукеру» и международный турнир по «Русской пирамиде». В играх по «Кэнону» участвовали только иностранные профессионалы. Наши мастера, впервые играя в «Снукер», дошли до полуфинала, но в решающих поединках не смогли победить: Юрий Соснин уступил австралийцу Робби Фалдвари, а Ашот Потикян - англичанину Иэну Уильямсу. Однако по мнению авторитетных зарубежных специалистов, присутствовавших на фестивале, наши лучшие профессионалы уже в ближайшие несколько лет путем интенсивных тренировок могли бы достигнуть мирового уровня. А выиграл турнир по «Снукеру» Робби Фалдвари.
Удался чемпионат Европы по бильярду, проходивший с 6 по 11 августа 1991 года в помещении Госцирка в городе на Неве. На арене было установлено семь столов американской фирмы .«Брюнсвик» с более широкими лузами и небольшими (62 мм) разноцветными шарами. Соревнования проводились по правилам Европейской федерации лузного бильярда по неизвестным у нас трем играм «Восьмерка», «Девятка» и «14+1», американской разновидности бильярда (система «Пул»). В поединках на бильярдном ринге приняли участие около 80 профессиональных игроков одиннадцати стран - Австрии, Венгрии, Германии, Голландии, Лихтенштейна, Норвегии, СССР, Финляндии, Швейцарии, Швеции и Югославии.
Все игры системы «Пул» очень динамичны. При частой покладке шаров в лузы и крупных сериях отыгрыш применяется редко. Например, на этом чемпионате феноменальные результаты показали швейцарец Самвел Клеман и швед Томас Метала. В варианте «14+1» оба положили в лузы по 41 шару с кия.
В играх приняли участие школьники (до 14 лет), юноши (до 18 лет) и сеньоры (старше 40 лет). Среди бильярдистов было много титулованных спортсменов, чемпионов Европы и разных стран, и в том числе наши виртуозы А. Потикян, В. Левитин, В. Симонич, Р. Сад-риев, М. Аншиелевич. Несмотря на то что они ранее не принимали участия в играх «Пул», увидели американские столы всего лишь за пс два дня до начала турнира, свои игры провели вполне достойно, кг
В первом, предварительном туре соревнований взрослых успешно те выступил председатель оргкомитета чемпионата М. Аншиелевич, который одержал победу в «Восьмерке» над М. Рандератом (Германия) - 6:4. Р. Садриев одержал верх над Р. Нанаши (Венгрия) - 6:4, В. Левитин выиграл в «Девятку» у Р. Туоминена (Финляндия) - 9:6, В. Синмонич победил в игре «14+1» К. Кулмалу (Финляндия) и А. Потикян выиграл в «Девятку» у И. Андерсона (Швеция) - 9:4. С каждым днем в. борьба становилась все упорнее и напряженнее.
Так, например, 47-летний москвич В. Симонич 4 часа 10 минут сражался за выход в полуфинал и одолел опытного германского бирльярдиста X. Мальдонера. Четвертый день тура был предоставлен для отдыха участникам, которые знакомились с достопримечательностями города на Неве, побывали в музеях.
Заключительные игры оказались особенно интересными. Несмотря на то что в командном зачете и в личных играх большинство призовых мест досталось более опытным гостям, наши мастера А. Потикян, Р. Садриев, В. Левитин завоевали в командных соревнованиях серебряные медали среди взрослых. К тому же А. Потикян, Р. Садриев и В. Симонич стали бронзовыми призерами в личных состязаниях, а М. Аншиелевич был четвертым. Из гостей особенно сильными оказались представители Германии и скандинавских стран. В команде Германии выступили два молодых „талантливых спортсмена родные братья 17-летний Дерк Бастин, прошлогодний чемпион Европы среди юниоров, и 14-летний Уве Бастин, который имел тот же титул, только среди школьников. И на этом первенстве оба брата, продемонстрировав превосходную технику и хорошую психологическую подготовку, вторично стали чемпионами Европы в своих возрастных группах.
Но не только игровыми достижениями был замечателен этот турнир. Младший из братьев Бастинов стал инициатором полезной благотворительной акции. Вот что сам Уве рассказал корреспондентам:
«В холле цирка мы поинтересовались ценами на билеты. Для нас это деньги небольшие, а у кого-то их, может быть, не найдется. И захотелось помочь хоть некоторым ребятам из очень гостеприимного города, где мы находимся. Мы собрали деньги среди участников, выкупили в кассе 500 билетов на два заключительных дня состязаний и передали их в качестве подарка в детский дом № 5] Смольнинского района и в его загородный лагерь «Факел». Пусть молодежь посмотрит на бильярдную игру своих сверстников, взрослых и, может быть, сама пристрастится к этому прекрасному виду спорта».
Этому примеру последовали и отечественные генеральные спонсоры чемпионата - кооператив «Сфинкс» и студия «Плюс», которые подарили ребятам значки, другую спортивную символику и чек на крупную сумму денег. Чем ближе приближался день завершения игр, тем теснее становилась дружба спортсменов одиннадцати европейских стран.
В заключительный день первенства по окончании финальных игр лучшие звезды бильярда из западных стран продемонстрировали сложные и оригинальные бильярдные фокусы, которые доставили всем присутствующим большое удовольствие. Каждый такой трюк вызывал среди зрителей оживление и аплодисменты.
Присутствовавший на играх президент Европейской федерации лузного бильярда X. Вонденхов из Германии дал высокую оценку чемпионату. В интервью по окончании соревнований он отметил:
«Мы очень довольны приемом, ходом чемпионата, обстановкой вокруг турнира, вниманием к нам журналистов. За рубежом о нас пишут меньше и реже показывают по телевидению, чем сейчас в Ленинграде. Уверен, что скоро советские бильярдисты, которые только что начали осваивать «Пул», окажутся среди лучших европейских игроков. Еще раз хотел бы отметить отличную организацию чемпионата. Если раньше мы играли в гостиницах, в небольших спортзалах, то теперь в нашем распоряжении была арена цирка. Это здоровой
Обращает на себя внимание и такой штрих - на протяжении всего первенства в зале царила по-настоящему праздничная обстановка, чему способствовало яркое выступление перед началом и по окончании игр небольшой группы артистов цирка.
Кроме упомянутых выше наших ведущих бильярдистов - участников прошедших турниров - в стране есть немало других отличных игроков.
Несколько слов о распространенном в былые времена предвзятом мнении, будто бильярд больше относится к азартным играм, чем к спорту. Сюжетные элементы такого рода действительно трудно не заметить, но азарт этот, как и в любом виде спорта, основан на состязании и борьбе. А поскольку успех зависит от искусства и сообразительности игрока, а не от случая, как, например, в рулетке и тотализаторе, то игра Является, прежде всего, одним из увлекательных видов спортивного состязания.
Вот почему в Западной Европе и Америке бильярд, как оказывающий всестороннее влияние на организм, особенно на молодой, отнесен к полезным подвижным спортивным играм и пользуется среди всех слоев населения вниманием и популярностью.
Сущность бильярдной игры, с формальной точки зрения, заключается в катании шаров по площади бильярдного стола, с целью направления их в лузы. Интересно, что это дало повод известному общественному деятелю России конца XVIII - начала XIX века, староверу и знатоку русского языка адмиралу Александру Семеновичу Шишкову, до абсурда увлекавшемуся заменой иностранных слов русскими, назвать бильярд «шарокатом».
Однако видеть в бильярде простое перекатывание шаров столь же нелепо, как утверждать, что игра в футбол - простое перебрасывание мяча, а шахматная игра - только механическая перестановка фигур.
Что же дает человеку бильярд - как вид спорта?
Пожалуй, трудно найти другую игру, где бы так всесторонне не проявлялись физические, умственные и интеллектуальные возможности личности. Прежде всего, это - действие. Игрок находится в постоянном движении, проходя вокруг стола за одну партию до 2-3 и более километров. По существу, игра на бильярде - это продолжительный (1-2 часа) полезный моцион без выхода из помещения.
В дореволюционное время врачи многим малоподвижным, апатичным больным рекомендовали бильярд как отличное средство поддержания хорошей физической формы.
За последнее время в нашей стране появились обнадеживающие признаки все большего тяготения к здоровому образу жизни, особенно среди молодежи. Распространяются такие сравнительно новые виды спорта, как культуризм, восточные единоборства и т. п. И это вполне объяснимо. Кто не хотел бы иметь крепкое здоровье и гармонично развитую спортивную фигуру? Например, правильной, красивой считается осанка человека, у которого спина прямая, не слишком прогибающаяся в области таза, широко, свободно разведенные и слегка опущенные плечи, высоко, но не чрезмерно поднятая голова, втянутый живот. Считается, что именно в таком положении тела кровообращение не затруднено, а дыхание, благодаря расправленной грудной клетке, свободно.
Однако в действительности из-за недостатка движения и неправильного физического воспитания как среди взрослых, так и среди подростков довольно часто наблюдаются искривление позвоночника и нарушение осанки. Встречаются они даже у спортсменов.
Осанка человека, которая формируется у него в течение жизни, зависит от физической активности, режима дня и многих других факторов. В бильярдной карамбольной игре часто удары по шару наносятся кием почти вертикально, причем выполнять их приходится, удерживая рукоятку кия (турняк) высоко поднятой выше головы и чуть отведенной назад рукой. Такая поза способствует выпрямлению позвоночника и придает осанке играющего спортивный вид. В то же время легкость и непринужденность движений в разных игровых позах у бильярдного стола создают благоприятные условия и для деятельности внутренних органов.
Исходя из сказанного, бильярдная игра может быть рекомендована как одно из вполне доступных физических упражнений, способствующих поддержанию у спортсмена правильной осанки и хорошей физической формы. При этом игра не требует отменного сердца и легких, которые, наоборот, поддерживаются у играющего в хорошем состоянии. В этом смысле и для многих пожилых разминка вокруг бильярдного стола не может быть заменена никаким другим видом спорта. Следовательно, бильярд есть прежде всего вид физической закалки организма.
Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию движений, быструю реакцию, находчивость - ведь на столе практически никогда точно не повторяется одинаковое расположение шаров. Постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле - это и практический учебник геометрии и физики. Многое зависит от знания физических свойств шаров при столкновении, от точного расчета и умения дать «своему» шару задуманное вращательное и поступательное движение.
Настоящая игра должна доставлять как партнерам, так и зрителям зрелищное удовольствие. Это достигается умением сыграть красиво, так, чтобы «свой» шар вышел на новую позицию по желанию спортсмена, выполняющего удар. Следовательно, в игре присутствует и эстетический элемент.
В то же время бильярд - прекрасное средство отдыха. Он снимает накопившееся нервное напряжение в первые же минуты. Играющий почти полностью отвлекается от повседневных мелочей и отдается увлекательному состязанию.
Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, и преодолевать сопротивление соперника, причем настоящий профессионал воспринимает выигрыш без какого-либо злорадства и неприличного ликования. Бильярд учит и проигрывать - не впадая в панику или отчаяние и не теряя веры в себя. Настоящий игрок не падает духом и сохраняет хладнокровие в трудные моменты, а если и переживает неудачу, то делает это с достоинством и с юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в обычной жизни это и называется честностью и принципиальностью.
Бильярд доступен всем возрастам и потому особенно привлекателен для пожилых.
И, наконец, следует отметить доступность бильярда в любое время года. Занятия им не зависят от погодных условий.
Следует, наверно, сказать, что бильярд в настоящее время приобретает более широкое значение, подчас выходящее за чисто игровые и спортивные рамки. Сегодня идеи бильярдной игры все чаще находят применение в различных областях науки. Так, наблюдения за поведением бильярдного шара на столе произвольной формы помогают решать проблемы математики и механики. Среди них - переливание жидкости, освещение зеркальных комнат, осциллограф и фигура Лиссажу, теория чисел и т. д. При этом в качестве основы при решении подобных задач, как правило, принимается безлузный бильярдный стол карамбольного типа. Более подробно об этой стороне бильярда можно узнать в книге Г.А. Гальперина и А. Н. Землякова «Математические бильярды» («Наука», 1990).
В нашей стране и без посторонней помощи тысячи поклонников стремятся приобщиться к этой оригинальной и полезной игре. Но необходимы и организационные мероприятия: надо воспользоваться положительным опытом развития бильярда в других странах, создать хорошую материальную базу (качественный инвентарь, просторные и удобные бильярдные залы), развернуть широкую сеть бильярдных клубов, а также наладить подготовку высококлассных мастеров, тренеров-инструкторов, разработать и издать достаточными тиражами специальную литературу.
Некоторые из перечисленных мероприятий уже осуществляются. Положено хорошее начало по налаживанию деловых связей с зарубежными бильярдными федерациями и фирмами. Так, в порядке подготовки наших игроков к крупным международным турнирам были приглашены тренер национальных сборных команд по бильярду Голландии, Дании и Люксембурга Л.Вильяме и многократный чемпион мира и Европы по «артистическому» бильярду голландец Джо Бессемс. Они в течение двух недель демонстрировали свое великолепное мастерство и давали уроки карамбольной игры 25 лучшим игрокам из Москвы и других крупных городов страны.
По приглашению … Юлия Аркадьевича Брикера (уточнение редакции) не так давно в Москве гостила делегация итальянской Федерации бильярда во главе с ее президентом Ринальдо Розетти. В составе делегации были владельцы крупнейших фирм по производству бильярдного инвентаря и лучшие профессиональные игроки. Они намеревались ознакомиться с возрождающимся отечественным бильярдом и обсудить варианты сотрудничества и практической помощи, которая теперь фактически уже оказывается. Итальянцы в качестве дара привезли два прекрасных больших карамбольных стола, на которых известные мастера провели показательные игры. Столы установлены в московском клубе «Русская пирамида», созданном в 1990 году.
Все это вселяет надежду на то, что в недалеком будущем наряду с другими видами спортивных игр достойное место займет и бильярд.